При переезде музея в Петербурге разбили скульптуру Клодта, под угрозой ботик Петра Первого

29.12.2011

Один из экспонатов Центрального Военно-морского музея в Петербурге - носовая скульптура корвета, выполненная Петром Клодтом, - был разбит при переезде хранилища из здания Биржи на Васильевском острове в Крюковы казармы, сообщает "Интерфакс".

В пресс-службе компании, организующей переезд, агентству сообщили, что в настоящее время реставраторы работают над проектом воссоздания гипсовой скульптуры. Специалистам понадобится примерно месяц на то, чтобы определить масштабы утрат и приступить к реставрации.

Администрация музея не комментирует произошедшее.

Между тем руководитель общественной организации любителей военно-морской истории "Цусима" Георгий Шишов сообщил агентству, что, по его данным, полностью восстановить скульптуру Клодта не удастся. "Это гипсовая скульптура, она разлетелась на кусочки.

То есть можно будет воссоздать в новом материале, в новом гипсе, но все ведь понимают, что это будет новодел. Говорить о том, что получится воссоздать в первозданном виде, даже нельзя", - сказал Шишов.

Он также рассказал, что в настоящее время в здание Крюковых казарм перевезены крупные экспонаты, так называемое "железо": чугунные пушки, носовые украшения кораблей, крупногабаритная техника.

"Но все перевезено с нарушениями. По нормативам, такие экспонаты должны храниться в ящиках для перевозки не более трех месяцев. Они же стоят в них с сентября, причем стоят в этих деревянных ящиках в сыром подвале. Наши коллеги ходили смотреть на это: практически на каждом ящике уже образовалась плесень", - сообщил Шишов.

Он также выразил опасение, что правила сохранности экспонатов будут нарушены при перевозе деревянных фрегатов и знаменитого ботика Петра Первого XVII века. "Ботик перевозить - это целая эпопея. В музее есть парусные фрегаты, которые при последнем переезде, а он был до Великой Отечественной войны, были распилены ножовками. Возможно, для этого переезда их разъединят по этим разрезам, и все пройдет удачно. А у ботика нет таких распилов, как его надо будет разбирать - непонятно", - сказал Шишов.

Он считает, что любой переезд, даже самый щадящий, не пройдет бесследно для такого старинного экспоната. Шишов предположил, что после новоселья "дедушку русского флота" необходимо будет отдать в руки опытных реставраторов.

"Наша организация очень тщательно следит за процессом переезда, мы регулярно писали обращения к руководству музея, в том числе в связи с повреждением скульптуры. К сожалению, администрация музея на контакт не идет, на запросы не отвечает. На их сайте есть раздел "Гостевая книга", куда мы тоже писали - но все наши обращения тщательно модерируются и удаляются", - посетовал Шишов.

Здание Биржи на Васильевском острове северной столицы, где долгие годы размещался Центральный военно-морской музей, будет передано Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Решение было принято министерством экономического развития РФ.

Крюковы казармы открылись после реставрации в июне 2010 года.

Говоря о сроках переезда музея в новое здание и стоимости работ, главком ВМФ Владимир Высоцкий сообщил на открытии, что конкретные временные рамки еще уточняются, а общая стоимость перемещения составит несколько миллиардов рублей. При этом первый транш в размере чуть менее 1 млрд рублей был выделен на 2010 год.

Здание бывших морских казарм является памятником истории и культуры федерального значения и занимает практически весь квартал, ограниченный площадью и улицей Труда, Крюковым каналом и Большой морской улицей.

Центральный военно-морской музей - один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Коллекции музея начали формироваться в начале XVIII века. С 1709 по 1939 год музей располагался в различных помещениях Главного Адмиралтейства. С 1940 года Военно-морской музей располагается в бывшем здании Петербургской фондовой биржи на стрелке Васильевского острова. В силу планировочных решений и статуса памятника невозможно производить пристройки к зданию для увеличения площадей под размещение музея.

Реклама