В целом ответ на вопрос,

В целом ответ на вопрос,

Поэтика античной архитектуры - А.А. Пучков

В-пятых, кариатиды Эрехтейона в последующей культур­ной
истории (наряду с мужчинами-атлантами) были интерпре­тированы как украшение
ошибочно: следует понимать эти скульптуры как назидание потомкам, а не как
восхищение дев­ственной юностью (или мужеством и силой). Эрехтейонские (как и
все прочие) кариатиды — это «черное», а не «белое»; го­ре, а не радость;
тяжесть, а не безмятежность; символ рабства, а не «свадьбы»[404].

В целом ответ на вопрос, «зачем кариатиды в Эрехтейоне»,
может быть выражен в следующих словах. Кариатиды Эрехтей­она, — воплощенные
образы плененных во время греко-пер- сидских войн карийских женщин, — устроены
на южной стене Эрехтейона, во-первых, как созданный в назидание врагам (прошлым
— персам и текущим — спартанцам) зримый символ разрушенного Ксерксом и не
восстановленного Периклом Ге- катомпеда; во-вторых, как архитектоническая
маркировка «выражения / сокрытия» выхода из святилища Посейдона, ко­торый
использовался для выноса неких сакральных предметов, участвовавших в афинских
праздниках Плинтерии, Каллинте- рии и особенно Аррефории, что были связаны с
культом Афи­ны Градодержицы, и, вероятно, в малой степени — в Панафи- неях,
главные события которых разворачивались на восточной площадке Акрополя и были
связаны с культом Афины Девы. К тому же, изображение пеплоса и канефор на
восточном фри­зе Парфенона тоже может быть сюжетно связано скорее с пра­зднествами
Эрехтейона: возле большого алтаря Афины, между Парфеноном и Эрехтейоном.

Чуть раздвигая рамки этой — частной — констатации в сторону
общеэллинских обобщений о кариатидах и атлантах, кажется важным отметить, что
их антропоморфность зиждет­ся на отчетливом (и, стало быть, формулированном)
представ­лении эллинов о световом столпе как,
— употребляя совре­менное слово, — архетипе, сообразуясь с которым создавались
все прочие вертикально устраиваемые греками архитектурные (сиречь тектоничные)
формы.

А.А. Пучков: Поэтика античной архитектуры. Часть 4.

Реклама