Но если всерьез отказаться от

Но если всерьез отказаться от

Поэтика античной архитектуры - А.А. Пучков

ТесЬпе — это не только «искусство», но и «ремесло», и «на­ука»:
«если всмотреться во все случаи употребления этого тер­мина у Платона, то
значений этого термина оказывается на­столько много, что само их перечисление
является делом до­вольно трудным. Главное же — это полная неожиданность тех или
других значений, иной раз далеких от эстетической облас­ти. Это не значит, что
Платон понимал под “искусством” какой- то хаос или сумбур. Но если всерьез
отказаться от априорных схем, то придется волей-неволей учитывать бесконечное
разно­образие употреблений этого термина и все едва заметные пере­ходы и
промежуточные звенья в этой весьма запутанной семан­тике» [Лосев 1974, с. 16].
Лосев предлагает таксономию: «Вме­сте с термином techne
выступает и целое семейство сходных терминов, которые тоже играют у Платона
отнюдь не послед­нюю роль. Около двадцати пяти раз встречается термин technг- со$ (прилагательное от techne),
четыре раза — слово technema, означающее
результат или произведение, от techne. Два
раза употреблены technгtes,
“художник”, “ремесленник” и 1есЬ- пасЬет, “выдумывать”, “искусно замышлять”,
“ухищряться”. Наконец, по одному разу встречаются термины technгcon,
уменьшительное от techne•, technopolгcos,
“относящийся к тор­говле искусством”; 1есЪпуйггоп,
тоже уменьшительное от techne» [Лосев 1974,
с. 16]. И далее: «Платон понимает под ис­кусством меньше всего что-нибудь
художественно-творческое. Искусство он довольно часто понимает просто как
некоторого рода привычку или навык что-нибудь делать, даже без какого- нибудь
сознательно применяемого технического приема. По­этому у Платона попадаются
такие тексты, в которых то и дру­гое различается слабо, хотя само это
различение отнюдь ему не чуждо и даже сознательно им проводится. Типичным
текстом является здесь такой (Ерт. 975 Ь): “Все мы беремся за обработ­ку земли
не при помощи искусства, но просто от природы, а бог нам в этом помогает”.
Здесь — характерное для Платона проти­вопоставление “искусства” и “природы”. Но
искусство в срав­нении с безыскусной природой понимается здесь уже как со­знательная
и целесообразная деятельность» [Лосев 1974, с. 17]. Но techne
— никак и не техника в механизменном смысле.

А.А. Пучков: Поэтика античной архитектуры. Часть 3.

Реклама