Если бы, медную взяв наковальню,

Если бы, медную взяв наковальню,

Поэтика античной архитектуры - А.А. Пучков

И т. д.

(Теог. 726—745, пер. В. В. Вересаева) Трудно не обратить внимание,
что Тартар — это некое ми­фологически реальное, правда, имагинативно-реальное
прост­ранство, находящееся в самой глубине космоса, настолько же отстоящее от
Аида, насколько земля — от неба.

Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба,

В девять дней и ночей до земли бы она долетела;

Если бы, медную взяв наковальню, с земли ее бросить,

В девять же дней и ночей долетела б до Тартара
тяжесть.

СТеог. 722-724)

Стало
быть, пользуясь нашим знанием о законе тяготения, примерно представляя скорость
и исчисляя сутки (дни) на ма­нер эллинских, вполне можно рассчитать расстояние
между не­бом, землей и Тартаром: придется только допустить, что земля это некая
плоскость, распластанная посреди космоса. Впрочем, эллины во времена Гомера
именно так ее и представляли: боль­шой круг, по краю которого течет Океан (не
море-океан, а ре- ка-океан, граница вселенной); в середине этого круга Дельфы
(с «пупом земли», «омфалом»), вокруг них — Эллада, рядом — Эгейское море и Понт
Евксинский; дальше неведомые прост­ранства, по которым много лет скитался
Одиссей; за Понтом Евксинским, «на север», — Скифия, за Скифией — Рифейские
горы (в которых грудами лежит золото), за горами, за скифски­ми лесами живут
гипербореи, к которым в зимнюю пору прихо­дит погостить Аполлон.

Древнегреческое
небо, с которого следует сбрасывать на­ковальню, в литературе не описано, а вот
Тартар выглядит так, как его описал Гесиод href="#_ftn172" name="_ftnref172" title="">[172].

В
Тартар были низринуты титаны, побежденные Зевсом: там они томятся за медной
дверью, которую стерегут сторукие. Боги наказываются так:

А.А. Пучков: Поэтика античной архитектуры. Часть 2.

Реклама